Нарушения психического развития в детском возрасте

      В психологии широко известен принцип гетерохронии развития. Он означает, что разные структуры головного мозга и психические функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах развития. Гетерохрония развития — одна из закономерностей нормального онтогенеза, благодаря которой каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек. На этот общий «cкелет» развития накладываются индивидуальные вариации, проявляющиеся в неравномерности созревания функций у данного индивида: одни из них развиты у ребёнка лучше, чем в среднем у сверстников, а другие — хуже.
      Неравномерность развития высших психических функций (ВПФ) – нормальное явление, имеющее приспособительное значение — ведь для популяции в целом выгодно наличие у разных людей разных способностей. Наряду с биологическими факторами созревания головного мозга, значительную роль в возникновении неравномерности играют социальные факторы, включающие в себя бытовые условия жизни, внутрисемейные отношения, внимание родителей к тем или иным сторонам психического развития ребёнка.
      Различают внутрисистемную и межсистемную гетерохронию. Внутрисистемная гетерохрония связана с постепенным усложнением конкретной функциональной системы. Первоначально формируются элементы, обеспечивающие более простые уровни работы системы. Затем к ним постепенно подключаются новые элементы, что приводит к более эффективному и сложному её функционированию. При этом каждая ВПФ развивается как «по горизонтали» (усложнение компонентного строения), так и «по вертикали» (снижение уровня произвольности и усиление автоматизированности функции). Внутрисистемные перестройки связаны также с изменением иерархического взаимодействия между различными звеньями одной системы, что приводит к качественным преобразованиям психической функции. Например, в начале развития навыка письма главную роль выполняют отдельные движения, обеспечивающие написание элементов букв. А у ребёнка, который уже научился писать, на первом месте оказывается анализ грамотности своего письма, в то время как моторный компонент автоматизируется и отходит на второй план.

 

    Межсистемная гетерохрония связана с неодновременным формированием разных функциональных систем и с изменениями взаимодействия между различными психическими функциями, в ходе которого та или иная психическая функция берёт на себя ведущую роль в психическом развитии.

     Увеличение учебных нагрузок, отчетливо проявляющееся вбольшинстве индустриальных стран наряду с нарастанием экологических проблем, приводит к ухудшению психофизического здоровья детей. В результате, перед менее физически и психологически подготовленными детьми ставятся всё более высокие требования. В этих условиях неравномерность развития ВПФ приводит к тому, что относительно слабые составляющие их звенья становятся тормозом успешного обучения.