Определение ведущей руки ребёнка

Определение ведущей руки является одним из ключевых моментов нейропсихологической диагностики, поскольку данная индивидуальная характеристика является одной из причин наблюдаемых особенностей развития.

Традиционно в нейропсихологии используются так называемые «луриевские пробы» (разработанные основоположником отечественной нейропсихологии Александром Романовичем Лурией), включающие:
—  аплодирование (ребёнок должен показать, как он аплодирует, если ему понравился спектакль);
— «позу Наполеона» (руки, скрещенные на груди);
— переплетение пальцев рук (пальцы, сложенные в «замок»).
Однако многие детские нейропсихологи забывают о том, что А.Р. Лурия применял эти тесты для взрослой выборки, и результаты выполнения детьми первых двух из них малоинформативны. «Поза Наполеона» нехарактерна для детского невербального репертуара, вследствие чего ребёнку приходится объяснять, как её принять, и он может копировать движения специалиста, не показывая собственных мануальных предпочтений. В пробе «аплодирование» дети младшего школьного возраста обычно демонстрируют симметричное использование рук, хлопая обеими ладошками. Из-за указанных сложностей, для диагностики  мануальных предпочтений неуспевающих школьников из «луриевских проб» целесообразно использовать лишь тест «замок». Ребёнка просят переплести пальцы рук. Большой палец ведущей руки будет находиться сверху.
Наиболее информативным явлется непосредственное наблюдение за деятельностью ребёнка, во время которого отмечается, какая рука более активна, какой рукой движения выполняются более быстро, ловко и точно. Существуют специальные батареи тестов, включающих 20 и более заданий, которые можно предложить ребёнку в качестве игры, под предлогом оказания помощи в бытовых делах или при подготовке материала для занятий. В качестве примера можно привести схему обследования, предложенную французской исследовательницей М. Озьяс. Так, ребёнку предлагается завинтить крышку на бутылке, зажечь спичку, разрезать бумагу ножницами, почистить обувь щёткой и т.д. Все перечисленные действия непривычны, неавтоматизированы, что позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой. Доминирование правой руки в каждом задании начисляется 1 балл, а за использование левой — 0 баллов.
В популярной психологии есть такое выражение как «скрытое левшество». Подразумевается, что если ребёнок выполняет какие-то действия левой рукой, то где-то в глубине его души дремлет левша. На самом деле, «чистые» правши встречаются не так уж и часто. Большинство людей имеют один или несколько «левых» признаков. Абсолютная доминантность правой или левой руки — скорее, недостаток, чем достоинство, поэтому природа позаботилась о том, чтобы мозг ребёнка развивался гармонично и распределял функции между обеими руками, не нагружая чрезмерно одну из них.
Вы можете определить степень выраженности того или иного типа мануальной асимметрии ребёнка с помощью опросника М. Озьяс.

1. Завинтить крышки на бутылках.
2. Зажечь спички.
3. Разрезать бумагу ножницами.
4. Наколоть, нанизать пуговицы, бусины (при этом стержень, иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин).
5. Почистить обувь щеткой.
6. Намотать нитку на катушку.
7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
11. Разложить (раздать) карточки (карты).
12. Проколоть дырочки (5-6 ударов).
13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14. Продеть нитку в иголку.
15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
17. Достать бусинку ложкой из стакана.
18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19. Закрыть, открыть молнию на сумке.
20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озьяс советует обратить внимание на следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, пуговиц, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик (всего 10 заданий). Все эти действия непривычны для ребёнка, не натренированы, что, по мнению автора, и позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.