Проблема нормативов развития

Определение степени нормативности развития психических функций ребёнка всегда было камнем преткновения диагностики и коррекции. Где находится та планка, до которой должен «дорасти» школьник в процессе коррекционно-развивающего обучения? Как известно, нет пределов совершенству, поэтому, чтобы процесс коррекции не был слишком растянут во времени, важно определить критерии достаточной сформированности тех или иных психических функций.

         Понятие нормативов должно быть соотнесено не только с уровнем развития ребёнка в конкретные возрастные периоды, но и с требованиями, предъявляемыми к нему социум. Можно выделить 4 основных пласта анализа понятия «норма», на которые должен ориентироваться специалист в процессе коррекционной работы:
    
1) Идеальная норма – модель, не существующая в реальности и имеющая исключительно теоретическую значимость. Идеальная норма не может служить критерием оценки реально протекающих процессов, но позволяет выделить закономерности психического развития, необходимые условия для обеспечения успешности их формирования.
2) Статистическая норма – уровень психосоциального развития ребёнка, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании популяции детей того же возраста, социальной и культурной принадлежности. Использование этой категории целесообразно лишь для сравнения школьников, проживающих в одной географической зоне и в одном временном диапазоне (например, 1990-е, 2001-2008 гг.).  
3) Типологическая норма – совокупность представлений, учитывающих наиболее специфические особенности для данного варианта онтогенеза и позволяющих прогнозировать дальнейшее развитие ребёнка. Так, можно выделить «свои» нормативы для развития леворуких школьников, детей с ослабленным зрением, одарённых детей и т.д.
4) Индивидуальная норма – понятие, определяющее индивидуальные особенности состояния психических процессов ребёнка. Исходя из представления о неповторимости пути развития каждого человека, индивидуальная норма рассматривается как максимально возможный уровень сформированности тех или иных функций и взаимоотношений между личностью и социумом.
Несмотря на значительные индивидуальные различия, для большинства психических функций можно назвать возраст, к которому они должны быть сформированы. Если не учитывать эти нормативы, трудно избежать завышенных требований к школьнику при оценке необходимости коррекционных занятий и определении их сроков. Среди главных ориентиров можно назвать следующие:
— в двигательной сфере допустимы ошибки при выполнении заданий неведущей рукой до 10 лет;
— в зрительном восприятии до 7 лет могут присутствовать ошибки при интерпретации наложенных и недорисованных изображений;
— понимание логико-грамматических конструкций может быть затруднено до 8 лет;
— в слухо-речевой памяти до 8 лет наблюдаются трудности удержания правильной последовательности элементов и повышенное влияние интерференции на качество запоминания.
Поскольку психические процессы ребёнка находятся в состоянии постоянного развития и одновременно характеризуются неравномерностью и индивидуальным темпом, каждый год жизни ребёнка может давать как количественные, так и качественные сдвиги в его «статусе». Это необходимо учитывать при составлении программы коррекционно-развивающего обучения, а именно:
— определения его общей продолжительности;
— определения последовательности и сроков проведения каждого из этапов коррекции;
— обоснования выбора тех или иных упражнений;

 — построения каждого занятия с учётом возрастных особенностей динамики работоспособности, утомляемости и интересов ребёнка.